А5 Заказать полис
Узнать больше

Плохо ездить или плохо учат?

13.07.2011

Вернуться к списку новостей

Для чего и почему именно автошколы Южного Урала решили сделать "козлом отпущения": комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения по Челябинской области (да-да, те самые люди, которые не могут в вверенном регионе ни знаки правильно поставить, ни дороги в более-менее приличном виде хотя бы содержать) внезапно решили "заставить автошколы обеспечить качественную подготовку водителей". Выражение г-на Путина "мочить в сортире" и прочий (конечно достойный для официального лица такого уровня) лексический глумёж, продолжает приносить свои плоды - вот и первый зам губернатора Грачёв, вместо программы позволяющей при детальном исполнении изменить ситуацию, считает что "Нужно навести шороху в автошколах".

Факты и выводы

За первое полугодие в 188 автошколах региона водительские удостоверения получили больше 28 тысяч человек, из которых 43% сдали экзамен с первого раза. По мнению пресс-службы губернатора, это свидетельствует исключительно о крайне низком уровне обучения. Также, как аргумент приводится статистика аварийности на областных дорогах за тот же период - общее снижение количества ДТП на 5% и 74 аварии с участием водителей со стажем до одного года. Этот факт, точнее, вариант изложение информации таким серьёзным во всех отношениях учреждением как пресс-служба губернатора, вызывает вопросов больше, чем позволяет сделать выводов. Во-первых, если это не пиар для Москвы, конечно, к чему упоминается снижение в процентном соотношении общего количества аварий по сравнению с прошлым годом? Во-вторых, почему количество ДТП с участием недавних выпускников приведено в абсолютной величине и без привязки к предыдущим периодам? В-третьих, если в Вас въехал пьяный водитель-гастарбайтер на битком набитой газели, который до этого только ишаками рулил, то в этой ситуации Ваш стаж вождения вряд ли играет ключевое значение. Аналогично с ситуациями когда дороги находятся в ненадлежащем состоянии, как то - недостаточно освещены, имеют безграмотную расстановку дорожных знаков, направленную на дополнительные взносы в бюджет отдельных лиц контролирующих соблюдение правил, не очищены, просто без нормального дорожного покрытия и так далее, и так далее. Но.. не в Америке живём, как говорится.

Нет, низкий процент сдающих с первого раза вызван не возросшими поборами как на экзаменах в автошколах, так и в ГИБДД, что Вы. Нет, чинить существующие и строить новые дороги мы не будем, у нас всё хорошо. И знаки у нас где нужно и сколько нужно, а бьются - только потому что ездить не умеют. Как результат - совместные проверки областного ГУВД с Министерством образования и науки уже "..многочисленные нарушения при обучении вождению." как то "..недостаточное количество учебной литературы, отсутствие учебно-материальной базы, превышение допустимого количества обучаемых." Учитывая абсолютную необоснованность огромного количества таких стандартов государственного масштаба как СНИП’ы и ГОСТ"ы, требуемое кол-во обучаемых и список необходимой литературы, безусловно являются критичными в качестве обучения.
30 декабря 2008 года были опубликованы новые требования, которые вступили в силу 1 июля 2009 года и, непредвзято оценивая, были составлены таким образом, чтобы поговорка про "докопаться до столба можно" была применима к любой автошколе на 110%. Единицы из ведущих автошкол обоих столиц обладают значительным количеством указанных в документе литературы и оборудования, полного перечня не имеет ни одна. Не правда ли, удобно? И как сочетается с "Долой коррупцию".. Но, об этом позже, когда у среднестатистического россиянина появится понимание, что с коррупцией нужно не только бороться на местах, а пресекать подобные заведомо невыполнимые "благие" инициативы на корню, на этапе законотворчества. А пока - автошколы, ждите высоких гостей.

P.S. При подготовке материала было опрошено более 50 выпускников различных автошкол - подавляющую часть указанных нововведений в автошколах просто проигнорировали за явной невозможностью выполнения, но тем не менее - все работают.

Полный текст предыдущего закона, который кроме расходов для автошкол никому ничего не дал:


Требования к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку и переподготовку водителей транспортных средств различных категорий1, по их оснащению техническими средствами являются обязательной частью требований к их учебно-материальной базе

Требования к учебно-материальной базе образовательных учреждений включают в себя требования к:
1.    наличию учебно-программной и методической документации;
2.    оснащенности учебным оборудованием, учебно-наглядными пособиями, учебной литературой;
3.    информационным материалам;
4.    технической оснащенности образовательных учреждений.

В образовательном учреждении должна быть в наличии следующая учебно-программная и методическая документация:
1.    примерные программы подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий, утвержденные в установленном порядке;
2.    примерные программы переподготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий, утвержденные в установленном порядке;
3.    рабочие программы подготовки и переподготовки водителей транспортных средств различных категорий, утвержденные руководителем образовательного учреждения;
4.    методические рекомендации, утвержденные заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;
5.    методические рекомендации по организации образовательного процесса, утвержденные руководителем образовательного учреждения;
6.    материалы для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, утвержденные руководителем образовательного учреждения.

Перечень требований к оснащенности учебным оборудованием, учебно-наглядными пособиями и информационным материалам представлен в Примерных программах подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий

Перечень учебной литературы самостоятельно определяется образовательным учреждением.
Техническая оснащенность образовательного учреждения включает в себя следующие компоненты:
1.    технические средства обучения (далее – TCO);
2.    аппаратно-программные комплексы тестирования и развития  психофизиологических качеств (далее - АПК);
3.    тренажеры первоначального обучения навыкам вождения (далее - тренажеры)2;
4.     учебные транспортные средства;
5.    закрытые площадки для первоначального обучения вождению (автодромы, в т.ч. автоматизированные).

В образовательном учреждении должны быть в наличии следующие ТСО: компьютер, средства отображения информации (проектор, экран, монитор, ТВ и т.д.), с соответствующим программным обеспечением.

Требования к АПК

Аппаратно-программные комплексы тестирования и развития психофизиологических качеств водителя должны обеспечивать оценку и повышать уровень психофизиологических качеств необходимых для безопасного управления транспортным средством (профессионально важных качеств), а также формировать навыки саморегуляции его психоэмоционального состояния в процессе управления транспортным средством. Оценка уровня развития профессионально важных качеств производится при помощи компьютерных психодиагностических методик, реализованных на базе АПК с целью повышения достоверности и снижения субъективности в процессе тестирования.
1.    AПK должны обеспечивать тестирование следующих профессионально важных качеств водителя:
2.    психофизиологических (восприятие пространственных отношений и времени, глазомер, устойчивость, переключаемость и распределение внимания, память, психомоторику, эмоциональную устойчивость, динамику работоспособности);
3.    свойств и качеств личности водителя, которые позволят ему безопасно управлять транспортным средством (нервно-психическая устойчивость, свойства темперамента, склонность к риску, конфликтность, монотоноустойчивость).
4.    АПК для формирования у водителей навыков саморегуляции психоэмоционального состояния должны предоставлять возможности для обучения саморегуляции при наиболее часто встречающихся состояниях: эмоциональной напряженности, монотонии, утомлении, стрессе.

Технические требования к аппаратно-программным комплексам развития психофизиологических качеств водителя утверждаются федеральным органом управления Госавтоинспекции

Требования к тренажерам

Тренажеры используемые в учебном процессе, должны обеспечивать:
1.    первоначальное обучение навыкам вождения;
2.    отработку правильной посадки водителя в транспортном средстве;
3.    ознакомление с органами управления, контрольно-измерительными приборами;
4.    отработку приёмов управления транспортным средством.

Требования к учебным транспортным средствам различных категории

Требования к оборудованию учебного транспортного средства категорий «В», «С», «D», «ВЕ», «СЕ», «DE».
Учебное транспортное средство должно быть оборудовано:
дополнительными педалями привода сцепления (кроме транспортных средств с автоматической трансмиссией) и тормоза;
1.    зеркалом заднего вида для обучающего;
2.    опознавательными знаками «Учебное транспортное средство»;
3.    аппаратно-программным комплексом, обеспечивающим аудио-видеонаблюдение за проезжей частью, контрольно-измерительными приборами, основными и дополнительными органами управления автомобилем, действиями кандидата в водители и мастера производственного обучения (экзаменатора), а также регистрацию и хранение полученной информации.

Технические требования к оборудованию учебных транспортных средств аппаратно-программными комплексами утверждаются федеральным органом управления Госавтоинспекции


Практическое обучение вождению транспортных средств категории «А» осуществляется только на закрытых от движения площадках и автодромах, требования к дополнительному оборудованию данной категории транспортных средств не предъявляются.
Транспортные средства, используемые для обучения вождению лиц с ограниченными возможностями здоровья, должны быть оборудованы соответствующим ручным или другим предусмотренным для таких лиц управлением.
Учебные транспортные средства регистрируются в установленном порядке.
Требования к закрытым площадкам,(автодромам, в том числе автоматизированным) для первоначального обучения вождению транспортных средств

Закрытая площадка (автодром, в том числе автоматизированный) для первоначального обучения вождению транспортных средств3 должна иметь ровное и однородное асфальтобетонное покрытие, а также технические средства организации дорожного движения, обеспечивающие их круглогодичное функционирование.
Наклонный участок должен иметь продольный уклон в пределах 8 - 16 % включительно, использование колейной эстакады не допускается.
Коэффициент сцепления колеса с покрытием автодрома (в том числе наклонного участка) должен быть не ниже 0,4/г.
В случае проведения обучения в темное время суток освещенность автодрома должна быть не менее 20 лк.
Размеры автодрома и его обустройство техническими средствами организации дорожного движения должны обеспечивать выполнение каждого из учебных (контрольных) заданий, предусмотренных Примерными программами подготовки водителей транспортных средств, а также Методикой проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами соответствующих категорий.
 В целях имитации реальных условий движения на площадке оборудуются перекресток, пешеходный переход, железнодорожный переезд, устанавливаются дорожные знаки, светофор и иные технические средства организации дорожного движения, а также наносится разметка в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования», ГОСТ Р 51256-99 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования», ГОСТ Р 52282-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний», ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
Применяются также конуса разметочные (ограничительные), стойки разметочные, вехи стержневые.
Если размеры автодрома не позволяют разместить на его территории все учебные (контрольные) задания, предусмотренные Примерными программами подготовки водителей транспортных средств, а также, Методикой проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами соответствующих категорий, необходимо иметь съемное оборудование, позволяющее разметить границы выполнения соответствующих заданий: конуса разметочные (ограничительные), стойки разметочные, вехи стержневые, столбики оградительные съемные, лента оградительная, разметка временная.
Автоматизированные автодромы должны быть оборудованы техническими средствами, позволяющими осуществлять контроль, оценку и хранение результатов выполнения учебных (контрольных) заданий в автоматизированном режиме.

Технические требования к оборудованию автодромов утверждаются федеральным органом управления Госавтоинспекции

Требования к квалификации педагогических кадров Требования к квалификации преподавателей по предметам: «Основы законодательства в сфере дорожного движения», «Основы организации перевозок», «Эксплуатация транспортных средств и организация пассажирских перевозок» и «Основы безопасного управления транспортным средством»

Преподаватель по предметам: «Основы законодательства в сфере дорожного движения», «Основы организации перевозок», «Эксплуатация транспортных средств и организация пассажирских перевозок» и «Основы безопасного управления транспортным средством» должен иметь:
1.    высшее или среднее профессиональное образование;
2.    действительное водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории.
3.    Требования к квалификации преподавателей по предмету «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств»

Преподаватель по предмету «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств» должен иметь высшее или среднее профессиональное образование технического профиля

Требования к квалификации преподавателей по предмету «Оказание медицинской помощи»

Преподаватель по предмету «Оказание медицинской помощи» должен иметь высшее или среднее профессиональное образование медицинского профиля.

Требования к квалификации мастера производственного обучения

Мастер производственного обучения должен иметь:
1.    образование не ниже среднего (полного) общего;
2.    документ на право управления транспортным средством соответствующей категории;
3.    документ на право обучения вождению транспортным средством данной категории;
4.    непрерывный стаж управления транспортным средством соответствующей категории не менее трех лет.


Преподаватели и мастера производственного обучения, не имеющие педагогического образования, и лица, вновь поступившие на работу, должны в течение года с момента утверждения программы пройти обучение по программе повышения квалификации «Педагогические основы деятельности преподавателя (мастера) по подготовке водителей транспортных средств». Преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет.

Квалификационные требования к преподавателям

Преподаватель должен:
1.    планировать, организовывать и осуществлять деятельность по теоретическому и практическому обучению;
2.    обеспечивать материально-техническое оснащение занятий, включая проверку безопасности используемого оборудования;
3.    анализировать занятия, принимать решения по коррекции целей, содержания, методов и средств обучения;
4.    оценивать результаты обучения посредством проведения контрольных занятий, зачетов и экзаменов;
5.    участвовать в разработке рабочих программ, учебных планов, задач, тестов, упражнений по соответствующей теме;
6.    осуществлять выбор и использовать современные учебники и учебно-методические пособия;
7.    изучать, оценивать и использовать инновационные образовательные технологии;
8.    обеспечивать соблюдение санитарных норм, правил охраны труда и пожарной безопасности;
9.    своевременно и качественно осуществлять обслуживание применяемого в обучении оборудования.

Квалификационные требования к мастерам производственного обучения

Мастер производственного обучения должен:        
1.    планировать, организовывать и осуществлять деятельность по обучению вождению;
2.    проводить занятия по практическому обучению вождению на тренажерах и учебном транспортном средстве для отработки и совершенствования навыков вождения;
3.    и проводить практические занятия по техническому обслуживанию транспортных средств;
4.    обеспечивать проверку технического состояния используемых транспортных средств и оборудования;
5.    оценивать результаты обучения посредством проведения контрольных занятий и экзаменов;
6.    анализировать занятия, принимать решения по коррекции целей, содержания, методов и средств обучения;
7.    осуществлять выбор и использовать в процессе обучения современные учебники и учебно-методические пособия;
8.    разрабатывать учебно-методические материалы для проведения занятий по практическому вождению;
9.    изучать, оценивать и использовать инновационные образовательные технологии;
10.    обеспечивать соблюдение санитарных норм, правил охраны труда и пожарной безопасности;
11.    бережно относиться к учебному транспортному средству;
12.    своевременно и качественно осуществлять техническое обслуживание транспортного средства.